Введение
Мы живем в эпоху, когда искусственный интеллект стал частью нашей повседневной жизни — от умных помощников на смартфоне до алгоритмов, помогающих учиться. Однако, несмотря на все его способности, ИИ пока не может заменить человека в умении осознанно работать с лексикой в текстах.
Пишу об этом, так как за два года я прошла от полного отрицания пользы чата GPT, до большой любви.
You don’t like cats? You just don’t know how to cook them
“Alf”
Сейчас не проходит практически ни дня, чтобы я не подключала искусственный интеллект в работе или учебе. ИИ – прекрасный помощник. Он может ускорить процесс обработки текстов и сэкономить наше время, но без человека его контролирующего он все еще выдает не полностью удовлетворительные результаты. Это касается и выделения ключевой лексики в текстах. Автоматические алгоритмы могут выделить случайные слова, которые мало связаны с контекстом или не имеют практической ценности для изучающих язык.
Недавно на телеграм-канале с ежедневными заданиями на практику английского LingvoHackQuiz я делилась статьей с сайте tempest.earth. Найти тот самый пост со статьей можно здесь. Мне очень хотелось добавить заданий с разбором лексики, но сделать это быстро. ИИ меня подвел. Хотя именно это должно было быть ожидаемым, ведь не первый раз с такой проблемой сталкиваюсь. Вот что Чат GPT мне выдал и это после нескольких попыток генерации:
Еще один спонсор данной статьи тот факт, что все больше людей исследует возможности artificial intelligence в обучении в целом и изучении иностранных языков. И все больше на уроках я вижу, как проседает навык анализировать текст и выбирать полезное для себя. Поэтому, пока ИИ продолжает учиться, наша задача — уметь самостоятельно разбираться в лексике, особенно если мы готовимся к экзаменам или стремимся использовать язык профессионально. В этой статье я поделюсь подходами, которые помогут вам осознанно выделять важную лексику и не теряться в потоке случайных слов. В этой статье разберемся, когда вообще стоит работать с лексикой, как избежать основных ошибок в работе с лексикой в тексте, что стоит выделять и понять зачем нам вообще все это надо. Поехали!
Когда выделение лексики действительно нужно?
Прежде чем углубляться в методы, важно понять, что не всегда необходимо тщательно выделять лексику при чтении текста. Многое зависит от целей чтения. Рассмотрим основные случаи:
- Чтение для удовольствия. Если вы читаете художественную литературу или статьи просто ради удовольствия, то погружение в содержание и эмоции текста важнее, чем анализ словарного разнообразия автора. В этом случае лучше позволить себе не отвлекаться на постоянное выделение слов.
- Подготовка к экзаменам или академическим задачам. Если ваша цель — сдать экзамен вроде IELTS или TOEFL, важно обращать внимание на лексику, характерную для академического стиля: устойчивые выражения, коллокации, термины. Выделение ключевых слов помогает лучше понять структуру текста и готовиться к заданиям на понимание прочитанного.
- Профессиональное чтение. При чтении специализированных текстов по работе или учебе стоит уделять внимание терминам и фразам, которые непосредственно связаны с вашей сферой деятельности. Это не только обогащает словарный запас, но и позволяет лучше понимать профессиональную литературу.
- Изучение языка с целью активного использования. Если вы хотите использовать язык в реальных ситуациях общения, полезно выделять фразы и выражения, которые можно адаптировать и использовать в разговорной речи. Важно обращать внимание на фразовые глаголы, устойчивые выражения и слова, которые часто встречаются в контексте живого общения.
Ошибки при выделении лексики и как их избежать
Когда мы начинаем работать с текстом, выделяя лексику, легко попасть в ловушку. Давайте рассмотрим наиболее распространенные ошибки и способы их избежать:
- Слишком много выделений. Иногда, увлекшись процессом, мы выделяем почти каждое незнакомое слово. Это приводит к перегрузке и снижает эффективность. Лучше выбирать только те слова и выражения, которые имеют ключевое значение для понимания текста или могут быть полезны в будущем.
- Игнорирование контекста. Выделять слова без учета контекста — распространенная ошибка. Например, слово “bank” может означать и “берег реки”, и “банк”. Важно учитывать контекст, чтобы запоминать нужное вам значение.
- Фокус на редкой лексике. Если вы изучаете лексику для повседневного общения, выделение слишком редких или специфических слов может быть контрпродуктивным. Лучше сосредоточиться на высокочастотной лексике и устойчивых выражениях.
-
Выделение слишком простых слов. Иногда мы застреваем на словах, которые уже давно должны быть частью базового словарного запаса. Вместо этого стоит фокусироваться на новых и действительно полезных словах и выражениях, которые соответствуют вашему текущему уровню языка. Ремарка на полях: слишком простое – когда вы слово знаете и активно его употребляете.
-
Выделение без учета частотности. Увлекшись процессом, можно начать выписывать редкие и малоупотребимые слова, которые вряд ли пригодятся в повседневной речи или на экзаменах. Проверка частотности в словарях поможет избежать этой ошибки.
-
Изоляция слов. Запоминание слов вне контекста снижает вероятность их успешного использования. Важно выписывать не просто слова, а фразы и словосочетания, чтобы видеть их “в действии”.
-
Отсутствие систематизации. Если вы выписываете лексику бессистемно, хаотично и без дальнейшей обработки, она останется мертвым грузом. Важно возвращаться к выписанному, повторять, группировать по темам или контекстам.
Эти моменты помогут избежать распространенных ошибок и сделать процесс работы с лексикой более осознанным и результативным. В следующем разделе мы разберем конкретные техники для эффективного выделения лексики.
Как выделять лексику эффективно: проверенные техники
Чтобы работа с лексикой приносила реальную пользу, важно использовать структурированные методы. Вот несколько подходов, которые помогут осознанно выделять и запоминать слова:
Выделение лексики по категориям
Вместо того чтобы просто выделять все неизвестные слова, попробуйте разделять их на категории. Категории можно создавать по разным принципам: по темам, по части речи, профессиональные термины, фразовые, идиомы и т.д. Такой подход поможет систематизировать лексику и легче ее запомнить.
Метод минимального выделения
Выделяйте только ключевые слова, которые
-
необходимы для понимания смысла текста,
-
полезны для вашего уровня языка,
-
часто встречаются в речи.
Этот метод предотвращает перегруженность и делает работу с лексикой эффективнее.
Контекстное запоминание
Каждое выделенное слово полезно записывать с фразой или предложением, в котором оно встречается. Например:
❌ “sophisticated” – сложный
✅ “This software is very sophisticated, but easy to use.”
Такой подход помогает лучше усваивать значение и правильное использование слова.
Использование цветового кода
Можно выделять слова разными цветами в зависимости от их типа. Это помогает быстрее ориентироваться в записях.
Обратите внимание на контраст между проработанной страницей и просто без выделений.
Я использую два подходу к цветовому коду:
-
Градация по степени новизны.
-
Совсем незнакомые слова;
-
Слова, которые вы узнаете, возможно через контекст или они вам уже встречались, но они у вас не в активе;
-
Хорошо знакомые слова, но вы их не используете.
-
-
Распределение по типу лексики.
-
Устойчивые выражения и идиомы;
-
Коллокации или устойчивые сочетания слов;
-
Фразовые глаголы;
- Специфическая лексика (академическая, профессиональная и т.п.);
- Функциональные выражения (мнение, резюмирование, линкеры,…).
-
Можно комбинировать эти подходы в зависимости от ваших целей и типа текста. Главное — сохранять осознанность и избегать механического выделения.
Заключение: зачем нам все это?
Работа с лексикой при чтении — это не просто способ запомнить больше слов. Это навык анализа текста, способность критически подходить к выбору материала и работать с информацией осознанно. Искусственный интеллект может помочь в этом процессе, но всегда нужно помнить: только человек способен учитывать контекст, смысл и практическую значимость слов. Поэтому учитесь работать с текстом осознанно и развивайте критическое мышление — это залог успешного изучения языка!