Про ИИ, лексику и здравый смысл: как работать с лексикой в текстах

Введение

Мы живем в эпоху, когда искусственный интеллект стал частью нашей повседневной жизни — от умных помощников на смартфоне до алгоритмов, помогающих учиться. Однако, несмотря на все его способности, ИИ пока не может заменить человека в умении осознанно работать с лексикой в текстах.

Пишу об этом, так как за два года я прошла от полного отрицания пользы чата GPT, до большой любви.

You don’t like cats? You just don’t know how to cook them ‍

“Alf”

Сейчас не проходит практически ни дня, чтобы я не подключала искусственный интеллект в работе или учебе. ИИ – прекрасный помощник. Он может ускорить процесс обработки текстов и сэкономить наше время, но без человека его контролирующего он все еще выдает не полностью удовлетворительные результаты. Это касается и выделения ключевой лексики в текстах. Автоматические алгоритмы могут выделить случайные слова, которые мало связаны с контекстом или не имеют практической ценности для изучающих язык.

Недавно на телеграм-канале с ежедневными заданиями на практику английского LingvoHackQuiz я делилась статьей с сайте tempest.earth. Найти тот самый пост со статьей можно здесь. Мне очень хотелось добавить заданий с разбором лексики, но сделать это быстро. ИИ меня подвел. Хотя именно это должно было быть ожидаемым, ведь не первый раз с такой проблемой сталкиваюсь. Вот что Чат GPT мне выдал и это после нескольких попыток генерации:

Еще один спонсор данной статьи тот факт, что все больше людей исследует возможности artificial intelligence в обучении в целом и изучении иностранных языков. И все больше на уроках я вижу, как проседает навык анализировать текст и выбирать полезное для себя. Поэтому, пока ИИ продолжает учиться, наша задача — уметь самостоятельно разбираться в лексике, особенно если мы готовимся к экзаменам или стремимся использовать язык профессионально. В этой статье я поделюсь подходами, которые помогут вам осознанно выделять важную лексику и не теряться в потоке случайных слов. В этой статье разберемся, когда вообще стоит работать с лексикой, как избежать основных ошибок в работе с лексикой в тексте, что стоит выделять и понять зачем нам вообще все это надо. Поехали!

 

Когда выделение лексики действительно нужно?

Прежде чем углубляться в методы, важно понять, что не всегда необходимо тщательно выделять лексику при чтении текста. Многое зависит от целей чтения. Рассмотрим основные случаи:

  • Чтение для удовольствия. Если вы читаете художественную литературу или статьи просто ради удовольствия, то погружение в содержание и эмоции текста важнее, чем анализ словарного разнообразия автора. В этом случае лучше позволить себе не отвлекаться на постоянное выделение слов.
  • Подготовка к экзаменам или академическим задачам. Если ваша цель — сдать экзамен вроде IELTS или TOEFL, важно обращать внимание на лексику, характерную для академического стиля: устойчивые выражения, коллокации, термины. Выделение ключевых слов помогает лучше понять структуру текста и готовиться к заданиям на понимание прочитанного.
  • Профессиональное чтение. При чтении специализированных текстов по работе или учебе стоит уделять внимание терминам и фразам, которые непосредственно связаны с вашей сферой деятельности. Это не только обогащает словарный запас, но и позволяет лучше понимать профессиональную литературу.
  • Изучение языка с целью активного использования. Если вы хотите использовать язык в реальных ситуациях общения, полезно выделять фразы и выражения, которые можно адаптировать и использовать в разговорной речи. Важно обращать внимание на фразовые глаголы, устойчивые выражения и слова, которые часто встречаются в контексте живого общения.

Ошибки при выделении лексики и как их избежать

Когда мы начинаем работать с текстом, выделяя лексику, легко попасть в ловушку. Давайте рассмотрим наиболее распространенные ошибки и способы их избежать:

  • Слишком много выделений. Иногда, увлекшись процессом, мы выделяем почти каждое незнакомое слово. Это приводит к перегрузке и снижает эффективность. Лучше выбирать только те слова и выражения, которые имеют ключевое значение для понимания текста или могут быть полезны в будущем.
  • Игнорирование контекста. Выделять слова без учета контекста — распространенная ошибка. Например, слово “bank” может означать и “берег реки”, и “банк”. Важно учитывать контекст, чтобы запоминать нужное вам значение.
  • Фокус на редкой лексике. Если вы изучаете лексику для повседневного общения, выделение слишком редких или специфических слов может быть контрпродуктивным. Лучше сосредоточиться на высокочастотной лексике и устойчивых выражениях.
  • Выделение слишком простых слов. Иногда мы застреваем на словах, которые уже давно должны быть частью базового словарного запаса. Вместо этого стоит фокусироваться на новых и действительно полезных словах и выражениях, которые соответствуют вашему текущему уровню языка. Ремарка на полях: слишком простое – когда вы слово знаете и активно его употребляете.

  • Выделение без учета частотности. Увлекшись процессом, можно начать выписывать редкие и малоупотребимые слова, которые вряд ли пригодятся в повседневной речи или на экзаменах. Проверка частотности в словарях поможет избежать этой ошибки.

  • Изоляция слов. Запоминание слов вне контекста снижает вероятность их успешного использования. Важно выписывать не просто слова, а фразы и словосочетания, чтобы видеть их “в действии”.

  • Отсутствие систематизации. Если вы выписываете лексику бессистемно, хаотично и без дальнейшей обработки, она останется мертвым грузом. Важно возвращаться к выписанному, повторять, группировать по темам или контекстам.

Эти моменты помогут избежать распространенных ошибок и сделать процесс работы с лексикой более осознанным и результативным. В следующем разделе мы разберем конкретные техники для эффективного выделения лексики.

Как выделять лексику эффективно: проверенные техники

Чтобы работа с лексикой приносила реальную пользу, важно использовать структурированные методы. Вот несколько подходов, которые помогут осознанно выделять и запоминать слова:

Выделение лексики по категориям

Вместо того чтобы просто выделять все неизвестные слова, попробуйте разделять их на категории. Категории можно создавать по разным принципам: по темам, по части речи, профессиональные термины, фразовые, идиомы и т.д. Такой подход поможет систематизировать лексику и легче ее запомнить.

Метод минимального выделения

Выделяйте только ключевые слова, которые

  • необходимы для понимания смысла текста,

  • полезны для вашего уровня языка,

  • часто встречаются в речи.

Этот метод предотвращает перегруженность и делает работу с лексикой эффективнее.

Контекстное запоминание

Каждое выделенное слово полезно записывать с фразой или предложением, в котором оно встречается. Например:

❌  “sophisticated” – сложный
✅ “This software is very sophisticated, but easy to use.”

Такой подход помогает лучше усваивать значение и правильное использование слова.

Использование цветового кода

Можно выделять слова разными цветами в зависимости от их типа. Это помогает быстрее ориентироваться в записях.

Пример как я работаю с лексикой. Разбор статьи с tempest.earth
Обратите внимание на контраст между проработанной страницей и просто без выделений.

Я использую два подходу к цветовому коду:

  1. Градация по степени новизны.

    • Совсем незнакомые слова;

    • Слова, которые вы узнаете, возможно через контекст или они вам уже встречались, но они у вас не в активе;

    • Хорошо знакомые слова, но вы их не используете.

  2. Распределение по типу лексики.

    • Устойчивые выражения и идиомы;

    • Коллокации или устойчивые сочетания слов;

    • Фразовые глаголы;

    • Специфическая лексика (академическая, профессиональная и т.п.);
    • Функциональные выражения (мнение, резюмирование, линкеры,…).

Можно комбинировать эти подходы в зависимости от ваших целей и типа текста. Главное — сохранять осознанность и избегать механического выделения.

Заключение: зачем нам все это?

Работа с лексикой при чтении — это не просто способ запомнить больше слов. Это навык анализа текста, способность критически подходить к выбору материала и работать с информацией осознанно. Искусственный интеллект может помочь в этом процессе, но всегда нужно помнить: только человек способен учитывать контекст, смысл и практическую значимость слов. Поэтому учитесь работать с текстом осознанно и развивайте критическое мышление — это залог успешного изучения языка!

Оцените статью
Поделиться с друзьями
LingvoHack
Добавить комментарий